Компьютер в работе учителя географии

Бобкова С.Ю.,
учитель георгафии Ермаковской СОШ Любимского МО

 

Среди средств обучения центральное место до сих пор  принадлежит учебнику, который дополняется различными визуальными средствами. Учебник географии дополняется традиционными средствами, к которым относятся диапозитивы, диафильмы видеофильмы. Но видеофильмы – дорогое средство и я думаю не в каждой школе есть видеоаппаратура. Диапозитивы и диафильмы уже устарели. И вот на смену традиционным средствам пришли компьютерные программы, позволяющие в интерактивном режиме получать различного вида необходимую информацию.

Мультимедиа технологии на одном носителе объединили различные формы представления информации. Появилась возможность использовать фотографии, слайды, музыкальные фрагменты, видеоматериалы, компьютерную анимацию.

Я преподаю географию в 6-м и 7-м классах, хотя по специальности – математик. Но, я думаю, в большинстве сельских школ есть подобного рода издержки, и приходится как в стихотворении  В. Берестого «Учил уроки. Повторял  уроки. Уроки, сделав, на уроки мчал». И я вместе со своими  шестиклассниками и семиклассниками  начала изучение географии. Вот здесь-то  на помощь ко мне и  пришёл  компьютер. На уроках использую  мультимедийный курс, который составлен на основе учебника 7кл «Наш дом – Земля». Материки. Океаны. Народы. Страны. Этот учебник из всех параллельных учебников по курсу 7 класса в наибольшей мере соответствует идеям новой концепции среднего географического образования в 11-летней школе, так как сочетает в своем содержании знания общеземлеведческого характера с комплексным страноведением.

  В 6-м  классе электронная версия учебника соответствует тексту учебника Н.Н. Петровой с 3- го по 71 параграф. Игра «Путешествие вокруг света» не вошла в электронную версию учебника. И хоть  учебник был признан слабым, тем не менее, он рекомендован Министерством образования России и входит в федеральный комплект учебников географии. При подготовке к уроку для  учителя по всем темам мультимедиа курса  имеются методические рекомендации с целями, задачами, методическими особенностями. Как же включить новое мультимедийное средство в учебный процесс?

На уроке при работе с данной программой, в некоторых случаях даю возможность ребятам  самостоятельно познакомиться с учебным материалом  и выполнить все задания для закрепления информации. При этом дополнительно разрешаю использовать информацию из учебника, атласа. После каждой темы выполняем практические задания, цель которых закрепление теоретических знаний на практике. Большинство практических заданий носит игровой характер. То есть школьник в увлекательной  и игровой форме должен принять то или иное решение. Если задание выполнено, верно, то на экране может «ожить» картинка, или представится возможность посмотреть видеофрагмент.

Для самопроверки и самоконтроля ребята выполняют тестовые задания. Однако  оценки в журнал за них ставлю крайне редко, т. к большая часть тестов ориентирована на усвоение фактов. Усвоение основ научных знаний проверяю другими способами контроля.

У мультимедиа учебника, в сравнении с обычным учебником, велика координирующая функция, так как в его составе наиболее эффективно используются многие средства обучения. Например, многие природные процессы и явления показаны в динамике, иллюстративный материал включает не только статичные изображения, но и небольшие фрагменты учебных и научно-популярных видеофильмов. При использовании средств мультимедиа у школьников формируется желание и умение самостоятельно приобретать знания.

Несомненно, что обучение по мультимедиа учебникам сделает занятия географией особенно увлекательными, расширит возможности мотивации изучения предмета, повысит его престиж среди других дисциплин. В недалеком будущем мультимедиа учебники во многом изменят изучение географии школьниками.

Учителю географии необходимо иметь в виду то, что мультимедиа курс имеет большие возможности при углубленном изучении географии. Он не только в яркой увлекательной форме предоставляет школьнику информационный материал, но и содержит справочный раздел. Имеющийся словарь-справочник поможет ученику быстро найти нужное понятие или определение.

Безусловно, никакая машина не заменит труд учителя, но сделать этот труд более эффективным, интересным и более гуманным по отношению к ученику с помощью компьютера возможно.